Роботизация производства — это внедрение промышленных роботов на различные технологические участки для автоматизации процессов, замены ручного труда автоматическим. Интеграция робототехники позволила добиться стабильно высокого качества при увеличении объемов выпускаемой продукции.
Можно разработать и внедрить решения по роботизации и автоматизации на любое предприятие. На рынке представлены многофункциональные и специализированные промышленные роботы. Манипуляторы с разной конструкцией: SCARA, шарнирные (антропоморфные), декартовы, цилиндрические, сферические, дельта роботы и т. д. Есть также интеллектуальные комплексы, работающие в автономном режиме.
Не ошибиться с выбором при таком разнообразии, спроектировать и интегрировать эффективные роботизированные решения помогают специалисты в области робототехники, такие как компания «ЛТР» («LT Robotics»).
Текущая ситуация на рынке промышленной робототехники
Согласно отчету World Robotics, в 2023 году на предприятиях по всему миру было установлено свыше 500 тыс. промышленных роботов, показав годовой рост в 10%. 90% из этого объема составляют традиционные манипуляторы, доля коботов равняется 10%.
Больше всего автоматических устройств установили в странах Азии (Китае и Японии). Россия пока не входит в десятку по приросту этого показателя. Хотя тенденция меняется.
Преимущества
Среди основных достоинств интеграции роботизированных решений называют:
-
повышение производительности: манипуляторы способны работать круглосуточно, что позволяет прогнозировать и гарантировать объем выпускаемых товаров;
-
улучшение качества продукции: высокая точность операций снижает вероятность брака;
-
уменьшение издержек: минимизируются затраты и зависимость от человеческого фактора. Можно точно рассчитать расходы на материалы для изготовления;
-
безопасность труда: опасные задачи выполняют машины, что снижает риск производственных травм;
-
гибкость. При изменении тенденций на рынке, появления спроса на товары с иными характеристиками, можно перепрограммировать систему. Таким образом, быстро перестроить бизнес под актуальные запросы потребителей;
-
повышение статуса. Бренды с качественной продукцией легче завоевывают целевую аудиторию, могут поддерживать интерес к своей продукции.
Вызовы и барьеры
Несмотря на очевидные преимущества, процесс роботизации сталкивается с рядом препятствий:
-
финансовые ограничения: для интеграции нужны инвестиции, поэтому в основном роботизацию внедряют крупные компании. Однако со стремительным развитием технологий некоторые роботы дешевеют и становятся доступны небольшим заводам;
-
технологическая: автоматизация одного участка может требовать изменить действия всей производственной цепи, что вызывает трудности в выстраивании процессов;
-
кадровый дефицит: недостаток специалистов по разработке, внедрению, обслуживанию и программированию робототехники;
-
социальные: многие люди до сих пор с недоверием относится к автоматизированным линиям.
Перспективы
Прогресс нельзя оставить. Уже сейчас существуют умные фабрики, функционирующие при минимальном вмешательстве человека. Например, завод Agilent Technologies в Сингапуре.
Он выпускает сложную технику для лабораторных исследований. Производит оборудование небольшими партиями. Для контроля качества применяет искусственный интеллект, для регулирования процесса изготовления в реальном времени — интернет вещей. В производственной цепи использует технологии цифрового двойника, big data и другие системы. Такой комплексный подход позволил повысить производительность на 60 % при сокращении цикла изготовления почти на треть.
Роботизация становится ключевым фактором увеличения конкурентоспособности и устойчивости компаний. Постепенно она будет внедрятся всё большим кругом предприятий.