Способы борьбы с гололедом и снегом на дорогах и придомовой территории: ручной, механизированный, фрикционный, химический и др.; подробное описание методов, применяемые материалы, инструменты, оборудование. Достоинства и недостатки различных приёмов борьбы с гололедицей.
Уборка льда в зимний период на садовых дорожках и тротуарах — это всегда затратное и хлопотное мероприятие. Климат в России во многих регионах изменчив — выпадение снежных осадков и оттепель днем, а ночью — заморозки. И, как результат, на утро получается натуральный каток у дома, который блокирует выход и грозит падениями и травмами.
Единственное, кто этому рад — это дети. А для взрослых борьба с обледенением становится настоящим испытанием. Такие скачки температур заставляют любого хозяина отменить все запланированные дела и выйти на улицу для очистки.
Способы борьбы с обледенением
Существует много способов борьбы со льдом на дорожках. И каждый из них по своему эффективен.
Главное — не бояться приложить немного усилий для решения этой проблемы, не затягивать процесс и не надеяться на кого-то другого.
- Ручной;
- Механизированный;
- Химический;
- Фрикционный;
- Электроподогрев прилегающей территории;
- Водяной подогрев дорожек;
- Антискользящее покрытие;
- Домашние способы.
Ручной способ
Ручной способ удаления льда с поверхности приусадебных дорожек — самый трудоемкий и менее эффективный процесс, который занимает много времени и вызывающий много «положительных» эмоций исполнителя. Для этого не требуется обладать определенными знаниями, все происходит очень просто — с помощью специального приспособления (ледоруба), удар за ударом.
Чтобы правильно организовать процесс, вам потребуется сам ледоруб — садовый инвентарь, похожий на лопату, состоящий из черенка (пластик, дерево), тулейки и рабочей части, и рабочими рукавицами.
- Ледоруб-топор — рабочая увесистая (более 3-4 кг) часть напоминает топор;
- Ледоруб-скребок — основание похоже на ровный шпатель, с прямоугольным лезвием, который надет на черенок (держак, ручку).
С ледорубом-топором справится физически сильный человек, так как он довольно тяжелый. Скребок легче, пригодится для уборки льда на очень малых участках, со льдом не более 0,5 см толщиной. Ледоруб-топор способен отбить старые заледенелые участки с большой толщиной. Лезвие должно быть хорошо заточено и основательно закреплено на черенке во избежание получения травм.
Идеальный ледоруб-топор — это приспособление с размерами рабочей части 160 мм, с двухсторонней заточкой, и порошковой защитной эмалью сверху, толщиной металла не менее 4 мм, с приваренным металлическим черенком длиной не менее 1200 мм. Ледоруб-скребок может быть на пластиковом черенке, главное, чтобы на конце держака имелись удобные резиновые наконечники для закрепления кисти. Размеры рабочей части скребка для льда — длина 200 мм, высота до тулейки минимум 150 мм. Желательно выбирать со съемным лезвием, с возможностью замены, так как при частом, интенсивном, использовании оно иногда ломается.
Работа по удалению льда с помощью ледоруба заключается в следующем: взяв в обе руки черенок ледоруба, с силой, перпендикулярно поверхности, ударить о землю, раскалывая сантиметр за сантиметром лед. Эффективность — в среднем 1 кв. метр в час. Расколов лед на определенном участке, уберите осколки лопатой для снега.
Механизированный способ
Роторный снегоочиститель — хорошая альтернатива ручной уборке льда и снега. Впервые такие машины стали применять на аэродромах в середине ХХ столетия. Это транспортное средство с навесным оборудованием спереди, эффективно удаляющая самые сложные осадки: мокрый снег, лед, слякоть, грязь.
На сегодняшний день существует два вида роторных снегоочистителей:
- Одноступенчатые — с совмещенным циклом работы. Маневренная, скоростная и компактная машина. Совмещение сразу двух операций (разработка снега и его транспортировка выполняются одним и тем же устройством) позволяет ускорить процесс уборки. Применяются для бытовой очистки малых территорий, садовых дорожек, прилегающих к дому участков;
- Двухступенчатые — раздельный рабочий цикл, обусловленный поэтапным включением в работу сначала питательного механизма, который разбивает и захватывает в ковш лед и снег, потом метательного аппарата, который удаляет измельченные осадки, с силой выбрасывая их в сторону.
Одноступенчатые, в свою очередь, подразделяются на плунжерно-роторные (рабочий орган — плуг) и фрезерные (рабочий орган — фреза с многочисленными режущими элементами). Фрезерные одноступенчатые снегоочистители более эффективны, надежны, являются новинкой на рынке снегоуборочной техники. Отличные режущие свойства фрезерных машин позволяют применять их для очистки трудных участков с толстым слоем заледенения.
В качестве питателя в двухступенчатых снегоочистителях выступает шнеко-роторный механизм (комбинация одного/трех шнеков и лопастного ротора). Снег средней плотности и тонкий лед на больших участках рекомендуют убирать именно шнековым снегоочистителем.
Элемент для уборки возможно навесить на разные транспортные средства, где есть соответствующие крепления: автомобиль, минитрактор, квадроцикл.
Для малообъемных бытовых нужд существуют несамоходные бытовые варианты снегоочистителей с мощностью двигателя не более 5 л.с. и дальностью выброса до 5 метров. Этого достаточно для уборки выезда из гаража, очистки участка у входа в дом, возле калитки и тд. Это доступные по цене модели компактного размера (чуть больше садовой тележки), до 35 кг весом, позволят вам убрать свежевыпавший снег и ночное обледенение, но с устаревшим толстым льдом и высокими сугробами такая мини-машина не справится.
Химический способ
Существуют специальные химические реактивы для борьбы со льдом и снегом на дорогах.
Плюсы реагентов:
- Эффективность при низких температурах;
- Экономия применения (на 30-40%) по отношению к другим составам;
- Быстрое действие, реакция в течение уже первых пяти минут после нанесения;
- При нанесении на чистую ото льда и снега поверхность не дают им возможности для образования;
- Плавят снег и лед, тем самым облегчая ручную уборку.
Противогололедные реагенты эффективно решают задачу, но у них много минусов.
Минусы:
- При частом использовании реагенты способны нанести вред вашему дорожному покрытию;
- Короткий срок действия;
- Снижается коэффициент трения колес автомобилей с дорогой;
- Притягивают влагу;
- Вызывают аллергию;
- Агрессивны по отношению к обуви и одежде, разъедают кожу рук.
Все химические реагенты делятся на твердые (гранулы, кристаллы) и жидкие. По составу их можно разделить на следующие подгруппы:
- Хлориды — хлорид натрия (NaCl – поваренная соль), калия (KCl), кальция (CaCl₂), магния (MgCl₂). Дешевые и проверенные временем составы, такие, например, как: хлористый натрий карьерный технический, ХММ-Биомаг, ХКФ (CaCl₂ фосфатированный), ХКМ (CaCl₂ модифицированный), «Айсмелт», «Антигололедный бишофит»;
- Нитраты — применяются для сложных заледенелых участков, популярны у коммунальных служб: НКМ (АНС) – смесь нитрата кальция и мочевины, НКММ – нитрат кальция, магния и мочевины;
- Ацетаты — на основе ацетата калия (CH₃COOK) или аммония (CH₃COONH₄). Применяются при большом морозе, с температурой до -60°С. Например, Нордикс и Антиснег-1;
- Карбамиды — селитра (КАС) карбамидно-аммиачная. Селитра имеет средние показатели по сравнению с другими группами реагентов, зато не вредит, а наоборот, улучшает почву, не вызывает аллергии и не разрушает дорожное покрытие;
- Формиаты — формиат натрия (HCO₂Na) и кальция (Ca(HCOO)₂. Дорогие, малоэффективные. Их в основном используют для очистки от льда территорий аэродромов, железнодорожных полотен, лесных и садовых зон, добавляя в хлористые составы для улучшения экологичности.
Как работают реагенты
Современные антиледовые реагенты просты в использовании. Достаточно нанести на обледенелую поверхность состав, подождать несколько минут и затем убрать лопатой лед. Суть работы всех подобных составов заключается в химической реакции с водой (льдом, снегом). Активные вещества мгновенно начинают «плавить» лед, превращая его в мягкую кашицу, удобную для последующей уборки.
При выборе реагента следует обратить внимание на температуру воздействия (указывается на упаковке) — от этого зависит конечный результат. А также правильно рассчитать дозу и способ применения, обезопасив себя от внезапного попадания на оголенные участки кожи.
В домашнем хозяйстве химические реагенты можно применять как насыпом, так и в разбавленном с водой виде путем распрыскивания. Некоторые составы можно использовать непосредственно на чистую ото льда и снега поверхность (например, нанести на голую садовую дорожку по всей длине еще до наступления ожидаемых заморозков и выпадения осадков). При таком способе выпавший снег быстро растает и не превратится в ледяную корку.
Фрикционный способ
Состоит из подсыпки на обледенелую поверхность сыпучих материалов.
Материалы:
- Песок;
- Гранитная крошка;
- Мраморная крошка;
- Шлаки;
- Щебень мелкой фракции.
Мелкие частицы делают корку льда шероховатой, уменьшая скольжение.Такую подсыпку обычно делают в людных местах с большой проходимостью, чтобы идущие люди не падали и не травмировались. Для автомобилистов она малоэффективна — под действием крутящего момента от колес подсыпка разлетается в разные стороны.
Но в то же время такой сыпучий материал абсолютно безопасен, не вредит здоровью человека и окружающей среде. Единственным минусом может служить то, что подсыпку с наступлением весны следует убрать с дорог, так как, смытая дождем, она попадает в ливневые колодцы и забивает их.
В некоторых странах подсыпку весной убирают, высушивают и используют на следующий год. А в Санкт-Петербурге, например, по обочинам дорого стоят специальные металлические ящики с песком или каменной крошкой, чтобы люди в момент гололедицы сами могли осуществить подсыпку.
В продаже появились фрикционно-химические составы двойного действия, на основе смеси различных реагентов с песком (к примеру, ЭКОДОР). Реагент в составе расплавляет лед и снег, а песок создает антискользящий эффект.
Электроподогрев территории
Электрическая система стаивания снега и льда эффективно применяется вот уже несколько десятилетий в развитых странах. Заключается в прокладке под дорожное покрытие электрических кабелей (типа системы «теплый пол» для внутренней отделки зданий, только снаружи). Лед быстро тает, талая вода стекает по водосточной системе.
Существует два способа установки системы стаивания снега и льда на дорогах:
- Установка нагревательных кабелей или матов по всей площади — применяется на больших участках дорог, магистралей;
- Локальная (точечная) установка — только в местах подъезда/выезда автомобилей, местах погрузки/разгрузки, защиты ступеней от обледенения, наклонных (скатных) поверхностях возле частных домов, резких поворотах дорог, тротуарах и садовых дорожках.
Проекты дорог с подогревом в зимнее время — это идеальное решение проблемы обледенения, травматизма и аварий.
В настоящее время пользуется широким спросом автономная технология таяния льда на дорогах — Snowless, SAN Hitech Ltd. Ее работа заключается в автоматическом определении температуры воздуха, соотношении погодных условий на улице к выбранной мощности подогрева за счет отслеживания специальными встроенными датчиками, автоматического включения до момента начала замерзания осадков и, соответственно, выключения, когда дорога очистится или температура повысится. Максимальное время очистки дороги ото льда с момента включения — 15 минут. Средний показатель мощности подогрева такой системы — 300-350 Вт/кв.м.
Установка нагревательной системы позволит вам полноценно наслаждаться жизнью, не отвлекаясь на расчистку придомовой территории ото льда и снега. Активно применяют технологию подогрева дорог такие страны: Канада, США, Финляндия, Норвегия, Исландия, Япония. Строительство обогреваемого дорожного полотна в России пока еще не получило широкого распространения из-за бюрократических нюансов и большой стоимости работ. Те не менее, многие частные домовладельцы охотно применяют ее у себя на участках.
Водяной подогрев
Использование водяного отопления уличной территории возле дома является более экономичным в процессе эксплуатации по сравнению с электрической системой подогрева, где нужно выкладывать приличные суммы за электричество. Монтаж труб отопления под дорожным покрытием целесообразен тогда, когда такая система отопления предусмотрена во всем доме. Трубы, уложенные на улице, заполняются жидкостью с антифризом и подключаются к общей системе отопления дома, к мощному котлу с большим расширительным баком.
В суровые зимы из-за промерзания грунта нужно предусмотреть эффективную теплоизоляцию труб. От антифриза в трубах можно отказаться, если система будет функционировать бесперебойно.
Монтаж водяной системы отопления двора стоит в 2-3 раза дороже, чем электрической, так как требуется закупить дополнительный котел, трубы, терморегуляторы, программаторы, УЗО.
Для растопки льда на придомовой территории достаточно нагреть систему до 30 °С, при этом используя возвратный, уже обогревший дом, теплоноситель, запущенный при необходимости по дополнительному дворовому контуру. Применение автоматики сэкономит до 75% энергии по сравнению с ручным режимом управления. Система может работать как постоянно, так и при периодическом включении и выключении.
Антискользящее покрытие
Противоскользящее покрытие применяется для обеспечения устойчивости человека в зимний период. Устанавливается на входах, ступеньках, покатых поверхностях.
Есть несколько разновидностей таких покрытий:
- Противоскользящие ленты — самоклеющийся материал с абразивной основой, применяется на гладких поверхностях — керамической плитке, искусственном камне, металле, мраморе, стекле. Невысокая стоимость и быстрота монтажа обусловили широкое распространение такого вида. Не рекомендуется применять ленту на открытых (без навеса) участках;
- Жидкое напольное покрытие — вязкая паста, в составе которой: кварцевая крошка фракцией 1,5-4 мм, полимерный отвердитель, колер. Равномерно наносится на сухое, очищенное от грязи и пыли, дорожное покрытие, толщиной 2-8 мм. Приблизительный расход 1,5-3,5 кг/кв.метр. Износостойкое, долговечное покрытие, подходит для нанесения на неровную поверхность (асфальт, дорожная плитка и тд.) с активной эксплуатацией людьми и автомобилями;
- Накладки на ступени — алюминиевый профиль со вставками из ПВХ или резины. Устанавливается под навесом на поверхность, на которой возможно крепление дюпелями — керамическая плитка, бетонные и металлические ступеньки. Имеет достаточно большой срок службы;
- Резиновые/ПВХ покрытия — тяжелые, утолщенные (до 50 мм толщиной), износостойкие, прочные, изготовленные из резины или ПВХ, имеющие рифленую поверхность для лучшего сцепления. Подойдут для укладки в местах с большой проходимостью (входах в офисы, супермаркеты и тд.). Принцип действия: снег и вода, не задерживаясь на поверхности, просачиваются сквозь рельефные отверстия покрытия, тем самым не образовывая ледяную корку при морозе;
- Решетка из стеклопластика — решетчатый настил из композита, армированный стеклянным волокном. Обладает повышенными эксплуатационными свойствами, прочностью, антискольжением, устойчивостью к коррозии и загрязнениям. Применим для создания дорожек в парках, скверах, защиты крышек люков и колодцев, пола и подмостков в производственных цехах, объектах железнодорожной инфраструктуры;
- Мобильные греющие дорожки — противоскользящее покрытие, исключающее обледенение пешеходных зон. Крепление возможно на любую ровную поверхность — асфальт, бетон, металл, керамику. Система обогрева (кабель) герметична, запаяна в резиновое основание. Дорожка подключается к электропитанию 220В, нагревается, лед и снег тают, дорожка остается сухой. Подходит для входа в магазины, офисы и производственные помещения, крыльца, ступеней, дорожек и тротуаров, пандусов, парадных входов, детских площадок, спортивных площадок и стадионов, авто и ж/д платформ, балконов.
Все виды противоскользящего покрытия предназначены для усиления трения подошвы обуви человека с поверхностью во избежание проскальзывания и получения травм. Бюджетные варианты недолговечны, эффективны при незначительных осадках. Для большего эффекта можно совместить несколько вариантов, например, у крыльца уложить мобильную греющую дорожку, на ступени — накладки, а жидким напольным составом покрыть садовую дорожку.
Народные средства
Если не успели закупиться необходимыми реагентами или специальными подсыпками к зиме, можно воспользоваться подручными средствами, такими, как:
- Техническая соль и поваренная пищевая соль — это одно и то же — хлористый натрий, только в отличии от чистой пищевой, техническая имеет примеси 1-10% различных минералов. Соль, насыпанная на дорожку, расплавляет лед, и облегчает его удаление.
- Но соль — враг автомобилистов. Каждый из них знает, что соль является основной причиной образования коррозии кузова автомобиля. А коррозия постепенно убивает машину, окисляя металл. Электрохимическая реакция во время окисления приводит к вспучиванию краски, разрушению поверхностного металлического слоя и образованию, в конечном итоге, дыр в кузове. Так что ее необходимо применять с осторожностью.
- Жмых после выпитого кофе можно накапливать в течение летнего периода, чтобы потом применить зимой. Кофе, как и зола, выполняет роль фрикциона, то есть придает поверхности дополнительную шероховатость.
- Кипяток с добавлением спирта (на 1 литр 50 мл спирта) или уксуса (на 1 литр 100 мл уксуса) при попадании на лед растрескивает и плавит его.
- Кошачий наполнитель — отличная альтернатива противогололедным реагентам. Используйте небольшое количество глиняного наполнителя туалета для кошек. Он не растопит лед, но отлично сработает как песок — тротуар перестанет быть скользким.
- Необычный способ борьбы с гололедом придумали в Германии — поливать заледенелую дорожку огуречным рассолом, оставшимся от засолки. В нем содержится много соли, которая топит лед, и эффективность не хуже, чем от других домашних способов.
- У каждого огородника с лета наверняка остались удобрения. Сухие гранулы способны увеличить трение, оказавшись на ледяной дорожке. Плюсом этого способа является то, что удобрения не портят состав почвы и не разрушают дорожное покрытие.
- В Канаде, например, нашли очень интересный способ от образования льда на дорогах. Для этого народные канадские умельцы берут выжатый сок свеклы, добавляют в него до 10% поваренной соли, и разбрызгивают эту смесь по оледеневшим тропинкам у себя во дворах. Дело в том, что свекла содержит определенные натуральные кислоты, которые сами по себе являются отличным реагентом для плавки льда. За счет вязкости сока свеклы раствор лучше прилипает к дорожному покрытию и в соединении с солью быстрее начинает действовать. В некоторых случаях свекольный сок заменяют на картофельный.
ИТОГ
Важно постоянно следить за изменениями погодных условий в своем регионе, и своевременно проводить мероприятия по расчистке прилегающих территорий. Это позволит избежать многих проблем: аварий, травм, переломов, неприятных ситуаций. Каждый в праве выбирать тот способ борьбы с оледенением, который является самым актуальным и высокоэффективным. Конечно, многое зависит от финансовых возможностей исполнителя. Самым лучшим вариантом в зимней войне со льдом и снегом, по мнению многих специалистов, будет покупка роторного снегоочистителя. Это рационально в случае проживания в северных и западных регионах страны, где зимы снежные, морозные, а также при расчистке больших объемов. Для уборки небольших участков подойдет ручной способ, совмещенный с применением химических реагентов.